1 — ый период: Внутриутробный.
В норме составляет 10 месяцев. Первые 3 мес. — эмбриональный, идет закладка органов и систем. С 3-10мес. — плацентарный, формируется плацента и действует функциональный комплекс: мать — плацента — плод. До 20 нед. беременности: рост равен месяц в квадрате (см). После 5 мес.: рост равен месяц*5 (см). Главными показателями являются соответствие возраста, роста и массы. Ростовая программа подчинена гормонально — нервной регуляции, а масса в большей степени вариабельна. Рост сопоставляют с размером головки.
В эмбриональном периоде воздействуют неблагоприятные факторы: гипертермия, радиация, гипоксия — нарушается кроветворение, правильное формирование органов. Возникают: уродства, смерть (выкидыш), пороки.
Во второй половине беременности плод дает пролиферативную (увеличение количества клеток) реакцию, боится инфекции, главным образом — вирусной. Если мать заболевает незадолго до родов, то это провоцирует преждевременные роды и ребенок тоже может быть болен.
Алкогольный и табачный синдром плода. Этанол проникает через плаценту и преобразуется в в-во, обладающее тератогенны (мутирующим ) действием — ацетальдегид. Действует в первую очередь на ЦНС и печень. Влияет на белковый обмен, подавляет синтез РНК и ДНК, возникают трофические нарушения, плод останавливается в развитии и появляется на свет с симптомами задержки развития. Такой ребенок истощен, отказывается есть, «рыбье, птичье» лицо , вытянутым западающим подбородком. Табак — никотин действует на ЦНС, сосуды, органы дыхания. Такие дети рождаются преждевременно с синдромом дыхательных расстройств, в первые часы после рождения возможна асфиксия.
2-ой период. Новорожденности.
Его продолжительность 28 дней.
Включает в себя: — ранний неонатальный (от перевязки пуповины до 7-го дня), — поздний неонатальный период (7 — 28 дней).
Перинатальный период — с 28 нед. внутриутробного развития по 7-ой день жизни ребенка. Роды — стресс и травматизм для ребенка. Это период адаптации к внеутробным условиям.
Минимальный вес — 3 кг, длина тела — 50 см. Весо/ростовой коэффициент = 60. В норме К = 60-80. В первые 1 — 3 дня -ребенок теряет до 8% массы; с 3-5 дня останавливается потеря массы; после 5-го дня восстанавливают массу (8%) в большинстве случаев только в течение 2 недель. Если он адаптирован, приспособлен к вскармливанию грудным молоком.
К концу периода новорожденности ребенок должен прибавить масса+600 г, рост+З см. Окружность головы сопоставляют с ростом. Рост 50 см, окружность должна 34 см. (34-37 см колеблется в зависимости от роста). С окружностью грудной клетки сопоставляют окружность головы: окружность головы в норме больше на 2 см. окружности груди. Моторика: безусловные рефлексы ребенка.
Рефлекс Гиппократа — руку к стопам ребенка, он как бы отталкивается от руки. Руки при пеленании сначала распахнет потом сомкнет. Если нет рефлекса, то у ребенка возможен отек мозга или другая патология.
Моторика складывается из безусловных рефлексов, атавических рефлексов (имитация движений, которые он приобретает в будущем — если положить ребенка на живот — движения руками при плавании; рефлекс обезьяны — если пальцем коснуться ладони, то ребенок сомкнет ладонь; рефлекс ходьбы, плавания, обхвата + хаотические движения.
Если с ребенка снять пеленку: руки закидывает за голову, ножки подтягивает к животу, живот выпячивает вперед.
Характерные болезни:
- гемолитическая болезнь
- родовая травма
- асфиксия
- в/утробная и в/больничная инфекция. Профилактика: — правильное вскармливание грудным молоком.
- чистота в уходе
- защита от контакта с инфекционными больными.
Пограничное состояние между болезнью и здоровьем — первые 7 дней. Самые критические дни — 1-й и 3-й день; 1-й день связан с механизмом родов; 3-й день — то же.
- потеря веса;
- метаболическая транзиторная лихорадка (задержка солей) — повышение температуры;
- физиологическая (конъюгационная) желтуха — выделяется обычное количество непрямого билирубина, растворяется в жирах и не может выделяться с жидкостью. Незрелость фермента не дает соединиться непрямому билирубину с глюкуроновой кислотой. Характерна желтушность, но печень не увеличена, стул не меняется. Длительность — не болбе 1 нед. Билирубин < 18 мг %.
- Геморрагический синдром — на склерах, коже, рвота с кровью, мелена. В основе несовершенство ССК, печени, отсутствие витамина К. Третий день -постстрессовое состояние, сосудистый тонус снижен.
- Уратные инфаркты в почках — в первые двое суток из-за присутствия солей, моча может быть красноватая, к 3-му дню — нормализация. Почка еще не подчиняется АДГ — сдедовательго полиурия.
Иммунитет — в/утробно получает от матери Ig, их уровень как у матери. Имеет собственные IgМ. IgА вырабатываются к концу первого месяца. Фагоцитоз несовершенен, Т-супрессоры активны, снижена функция Т-хелперов, Т-киллеров — ребенок считается иммунодефицитным. С молоком от матери получает IgА — редко болеет кишечными, респираторными заболеваниями.
Терморегуляция: «фабрикой» тепла является — бурый жир, повышает тонус мышц.
Особенности кожи: не все слои, эпителий легко подвержен внешнему влиянию. Кровоснабжение хорошее, но защитные свойства слабы (рН нейтральная, либо снижена) — дети склонны к термическим ожогам, гнойничковым заболеваниям.
3. Период грудного детства
Длительность 1 -12 месяцев.
За второй и третий- месяцы прибавка по 800 гр, а затем с каждым месяцем меньше на 50 гр. К 5-му месяцу вес удваивается, к году — утраивается. Рост: 1 триместр — по 3 см, каждый следующий триместр на 0,5 см меньше. За 1 год вырастает на 25 см.
Окружность головы и груди к 3 мес. сравнивается, к году окружность головы на 2 см меньше, чем окружность груди. В каждом месяце окружность увеличивается на 1 см.
Зубы: появляются на 6-8 мес. Формула: количество месяцев — 4. Например: 12 мес. — 4 = 8 зубов.
Нервно-психическое развитие: появление положительных эмоций, зрелость зрительного и слухового анализатора, бурный рост нервной системы. В 3 мес. ребенок должен удерживать голову. В 3 мес. начинает «гулить» (появляется первый голос). К 2 мес. исчезает рефлекс «атавизма», начинает формироваться условный рефлекс. В 5 мес. пытается сидеть, в 6 мес. может подниматься на четвереньках. У него появляется объемное видение (зрелость мозжечка). В 8 мес. встает на ноги. С 10 до 12 мес. пытается ходить, балансируя — так остается до 4 лет. К 6 мес. произносит слоги, к 1 году — слова, может показать предмет. С 6 мес. учат пользоваться горшком, правильно кладут спать.
Характерные болезни связаны с перестройкой всех систем.
- анемия
- рахит
- аллергия
- кишечные инфекции
- болезни дыхательной системы
К 3-4 мес. материнские Ig кончаются — уже требуется вакцинация.
4. Период молочных зубов (до 6-7 лет)
- ясельный — до 3 лет
- дошкольный -3-6 лет
Каждый год масса увеличивается на 2 кг, рост + 5 см. Окружность головы на столько см меньше, чем окружность груди, сколько лет ребенку. Безболезненное удаление зубов в Челябинске — http://www.estedent74.ru/uslugi/sovremennoe-lechenie-zubov/bezboleznennoe-udalenie-zubov-v-chelyabinske.html
2 периода физического развития: 2 — 4 года — период первого округления, преобладает анаболизм. 5 — 7лет — период первого вытягивания. В основном рост идет за счет конечностей.
Филиппинский тест — ребенок должен достать до противоположного уха. Созревает 2-я сигнальная система, формируется речь. К 3 годам формируются сложные эмоции, до этого суждения просты. В 3-5 лет период «почемучки». Начинает контролировать речь взрослых.
После 4 лет формируются желание, воля, долг, ответственность. С 4 до 5 лет все дети артисты.
5.Период отрочества.
а) младший школьный 7 — 10 лет.
б) средний препубертатный 10 — 15 лет.
в) пубертатный 10 — 18 лет — наступление его индивидуально. Заканчивается формирование ЦНС, усиливается анаболическое направление обмена. Строение ЦНС заканчивается, а функция еще несовершенна. Больше критики, чем самокритики.
К 10 — 12 годам формируется логическая память. Внутренние органы растут асинхронно. Например: сердце быстрее, чем сосуды, стопа растет на 2 года быстрее, чем голень — «угловатость» подростка.
Характерные болезни:
- колики в сердце
- боли в животе
- вегетативные нарушения
- нервные срывы
- аутоиммунные расстройства
- психические расстройства
- эндокринные срывы
Самый важный этап развития ребенка — это период новорожденного