Перейти к содержанию

Характеристика подросткового периода

Подростковый период охватывает возраст с 10 до 18 лет. В этот период закан­чивается морфологическая и функциональная дифференцировка всех систем организма. Наиболее важным событием подросткового возраста является пу­бертатный период. Выделяют ранний, средний, поздний периоды как стадии полового развития, которые отражают индивидуальные особенности лично­сти.

Спонсор данной публикации — Мир ребёнка глазами взрослого — deti.life

Ранний подростковый период.

Ранний подростковый период у девочек начинается в возрасте между 10-13 годами и продолжается 6-12 месяцев, у мальчиков между 10,5-15 годами, про­должается 6-24 месяца. Физическое развитие составляет- в среднем 2 кг и 6-8 см в год. Постепенно меняются пропорции тела. У девочек начинает нарас­тать масса тела.  Наблюдается «ростовой скачок» у девочек. Они начинают опережать мальчиков в росте. Это 1 перекрест роста. Развитие вторичных половых признаков формирует основу для пубертата. Повышается гормональная активность.. Во 2 стадию нарастает во время сна секреция гонадотропных гормонов и гормона роста. У девочек увеличиваются грудные железы, у мальчиков яички и семенные канальцы, возможно появле­ние гинекомастии.

Под влиянием надпочечниковых андрогенов появляется оволосение в области лобка и подмышечных впадин. Последовательность оволосения на лобке от­ражает динамику полового созревания. Усиливается секреция сальных желез, что предшествует появлению юношеских угрей.

Резцы и первые моляры выпадают к моменту наступления раннего пубертат­ного периода к 9-10 годам и прорезываются постоянные резцы, 1 и 2 премоляры и моляры. Отмечена тесная корреляция между временем прорезывания по­стоянных моляров и менархе. У девочек начинается мутация голоса. Продолжается функциональное совершенствование ЦНС, появляется зрелая реакция на специальные тесты стандартного «неврологического» обследова­ния. Формируется логическая память, переход от конкретного к абстрактному мышлению, заинтересованность в мышлении как в состязательной игре. Осо­бенности организации мозга различны у мальчиков и девочек. Для мальчиков характерны высокий уровень психической активности при малой надежности — выполняемой работы, расторможенность, отвлекаемость, затруднения в ус­воении социальных норм. Наряду с этим совершенствуется пространственное восприятие и математические способности. У девочек развиваются в большей степени вербальные способности, при снижении функциональных резервов и состоянии тревожности.

У подростков возникает потребность в автономии, независимости от семьи. Желание родителей установить ограничения приводят к конфликту. Подрост­ки стремятся в группу сверстников того же пола. Сроки полового созревания влияют на познавательные способности и могут быть причиной изменений успеваемости в школе.

Они уже не дети и не взрослые, живут в 3 сферах —  семья, сверстники, школа. Подростки начинают подвергать сомнению свои прежние представления об окружающем. Легко утомляются, обидчивы, слезливы, упрямы, озлоблены, грубы, болезненно воспринимают замечания, поступки противоречивы. Их от­личает стремление к самостоятельности, поиску справедливости.

Средний подростковый период соответствует 3-4 стадиям половой зрелости, возрастному периоду от 12 до 14 лету девочек, от 12,5 до 15 лету мальчиков. Это период бурного роста. Нарастает масса тела, линейный рост, длина тела, продолжается дальнейшее развитие вторичных половых признаков. Сохраняется асинхронность в развитии подростков. После периода 2 полноты, которая заканчивается к 10 годам начинается второе вытягивание, интенсив­ность которого приходится на средний подростковый период. За это время де­ти вырастают на 8-10-20 см. Через 6 месяцев после ростового скачка следует новое нарастание массы тела. Откладывается наибольшее количество жиро­вой ткани у девочек и мышечной ткани у мальчиков.

Существуют закономерности роста скелета. Первыми увеличиваются кости стопы, через 6 месяцев голени, затем бедро. Та же последовательность наблю­дается в костях рук. Вначале происходит прирост костей кисти, затем пред­плечья и плечо. Непропорционально большие руки и ноги обуславливают не­уклюжесть подростка. Пик увеличения: длины ног наступает через 4 месяца после достижения пика увеличения ширины грудной клетки и бедер. Удлинение туловища и передне-заднего диаметра грудной клетки относятся к позд­ним проявлениям пубертатного скачка роста. В этот период происходит срав­нивание роста мальчиков и девочек.

подростковый период, период подросткового возраста, подростковый период детей

Половые различия телосложения заключаются в преобладании у мальчиков андрогенодетерминированной области (плечевой пояс), у девочек эстрогено-детерминированной области (таз, живот). Совершенствуется половое разви­тие. У девочек в 12,5 лет (через год после начала роста грудных желез) появляются менархе. Этому сопутствует постепенное замедление рос­та. Сроки менархе определяются генетическими факторами, состоянием пита­ния, наличие хронических заболеваний. Снижение массы тела ниже 8%, тя­желые хронические заболевания приводит к стойкой задержке полового раз­вития. У мальчиков усиливается оволосение, начинается рост волос на лице, появляется запах тела, обусловленный андрогенной стимуляцией потовых же­лез

В психомоторном развитии — углубляется логика, мыслительный процесс. Возможно появление дневной сонливости — это нормальное явление нередко воспринимают как при­знак лени.

Нарастают половые различия во взаимоотношениях со сверстниками, формируется собственное представление о сексуальных отношениях, начинаются встречи мальчиков и девочек. Становится возможным риск непреднамеренной беременности, заболеваний передаваемых половым путем. Дети внимательны и критичны в оценке своей внешности, появляются кумиры, которым подра­жают. Угри, асимметрия грудных желез, избыток отложения жира могут стать причиной формирования комплекса неполноценности, например — нейрогеиная анорексия. Подростки становятся грубыми нередко вопреки собственной воле, трудно управляемыми, Это время утверждения половой идентификации и чувства полового соответствия. На поведение влияет предшествующее воспи­тание, осложнения в перинатальном периоде. У таких детей может страдать познавательная деятельность, характерно снижение внимания, памяти, расторможенность, незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная истощаемость и недостаточность умственной работоспособности.

 

Поздний подростковый период

Тело достигает пропорций и размеров взрослого человека, снижается резко интенсивность роста, заканчиваясь к 20 годам, В этот период мальчики опе­режают девочек и в массе и в росте примерно на 9 кг и, 12 см. Заканчивается формирование вторичных половых признаков и репродуктивной способности. Тембр голоса снижается по мере развития щитовидного и перстневидного хрящей, мускулатуры под действием тестостерона. Подросток принимает ре­шение о будущей профессии, мятежность постепенно сменяется возвратом в семью, но на новой основе. Пока еще сохраняется категоричность, моралистичность в суждениях, « нарциссизм» ( самовлюбленность ), но подросток легче вступает в диалог с родителями. Психологический кризис раннего под­росткового периода « кризис личности» приводит к развитию способности к близости, самопожертвованию в конце пубертатного периода.

Физическое и психосоциальное развитие сочетается с функциональными от­клонениями обусловленными «эндокринным взрывом», процессами роста скелета, внутренних органов, нервной системы. С ростом черепа, лицевой его части меняется ось глаза, что приводит к транзиторной близорукости, астиг­матизму. У девочек это происходит в 11-12 лет, у мальчиков в 13-14 лет. Пик роста скелета может провоцировать усиление нарушений осанки, углубление сколиоза, кифоза. У детей с ожирением, гипоталамическими отклонениями возможно развитее остеолиза головки бедренной кости, болезни Шлаттера — хондромаляции. Интенсивно растет кишечник, удваивается масса почек, при астеническом телосложении наблюдается опущение чаще правой почки. Крайне напряженной становится состояние сердечно-сосудистая системы. Этому способствуют новые эндокринно-вегетативные взаимоотношения, быстрая прибавка в росте, создающая разрыв между новыми параметрами тела и сосудистым обеспечением. К особенностям ССС в пубертате относятся: сердце в длину растет быстрее чем в ширину; рост мышцы опережает рост нервных стволов; объем камер сердца увеличивается быстрее чем емкость со­судистой системы; нейрогуморальная регуляция с участием активных поло­вых гормонов, надпочечниковых, щитовидной железы стимулирует симпати­ческое влияние, которое оказывает двойное воздействие-спазм артерий с по­вышением АД и улучшение трофики. Подростки предрасположены к аритми­ям, гипертензии. Повышение АД на 20-40 мм/рт.ст. с головными болями мо­жет возникать за 2-6 месяцев до менархе. У подростков наблюдаются признаки ВСД с ваготоническими проявлениями склонностью к обморокам, «укачива­нию» в транспорте, повышенной потливости и озноблению. Наиболее тяжело ВСД протекает у детей с перинатальной травмой и аномалией конституции, нервно-артритическим диатезом.

подростковый период, период подросткового возраста, подростковый период детей

 

Опубликовано в рубрикеПедиатрия

Оставьте первый коментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.