Интеллект – способность усваивать новые знания и применять их в практической деятельности.
Уровень интеллектуального развития пациента врач может оценить в беседе с ним по высказываниям больного, уровню абстрактного мышления, эрудированности, способности к обобщениям. Пациенту можно предложить совершить простые арифметические действия, объяснить значение пословиц и поговорок. Кроме того существуют специальные тесты для более точного определения интеллектуального развития (тест Айзенка, тест Векслера). Результаты оценки интеллекта по данным тестов выражаются в определенном количестве баллов, которые определяются как коэффициент интеллекта (IQ). Коэффициент интеллекта ниже 70 свидетельствует об интеллектуальной недостаточности.
Патология интеллекта проявляется различными формами и степенями умственной отсталости.
Умственная отсталость – состояние задержки или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальный способностей. Ранее (до МКБ-10) употреблялся термин «олигофрения», впервые введенный Э.Крепелином. Характерно отсутствие прогредиентности, в отличие от деменции.
Этиология – известно более 100 вредных факторов:
- наследственно обусловленные нарушения обмена веществ (недостаточность того или иного фермента), хромосомные болезни;
- инфекционные агенты, воздействующие в период внутриутробного развития или в первые годы жизни (нейротропные вирусы, бледная спирохета, токсоплазма, менингококк и т.д.);
- многочисленные интоксикации (появление в организме матери токсичных продуктов вследствие нарушения функции печени или почек, алкоголизм матери, применение различных химических веществ с целью прерывания беременности, гормональные дискорреляции в организме матери и т.д.);
- действие лучевой энергии в период беременности;
- иммунологическая несовместимость тканей матери и плода (резус-конфликт);
- различные нарушения питания развивающегося организма (общее голодание матери, недостаток в ее рационе тех или иных жизненно важных веществ: витаминов, солей и т.д.); особо важное значение имеет кислородное голодание развивающегося мозга;
- недоношенная беременность (преждевременные роды), механические травмы во время родов, в частности, наложение щипцов;
- травмы и заболевания центральной нервной системы в первые 3 годы жизни.
F 70. Легкая умственная отсталость
Соответствует олигофрении в степени дебильности. Речевые навыки приобретаются с некоторой задержкой, но большинство лиц могут использовать речь в повседневых целях, поддерживать беседу, способны к самообслуживанию. Могут обучаться во вспомогательной школе. Многие оканчивают 8 классов. В большинстве случаев возможно трудоустройство, требующее способности к практической деятельности, включая полуквалифицированный ручной труд. При наличии эмоциональной и социальной незрелости наблюдаются проблемы в брачной жизни, в воспитании детей и т.д. Повышенная внушаемость способствует асоциальному поведению, когда лица с дебильностью попадают под влияние уголовных элементов. Интеллектуальный коэффициент (IQ) составляет 50 – 69 (при определении тестом Векслера).
F 71. Умеренная умственная отсталость
Соответствует олигофрении в степени имбецильности. Интеллектуальный коэффициент 35 – 49. Характерно медленное понимание и использование речи. Запас слов ограничен. Речь косноязычна. Отстает развитие навыков самообслуживания, моторика, некоторые нуждаются в надзоре в течение всей жизни. Лица с умеренной умственной отсталостью могут учиться во вспомогательной школе только до 3 класса. Могут писать отдельные слова, знают порядковый счет и сложение в пределах 10. Способны к физическому труду (уборка, мытье посуды). Абстрактное мышление отсутствует. Не могут понять смысл пословиц. Нарушены пространственно-временные представления (знание правой, левой стороны, понятие «верх – низ»). Нуждаются в контроле. Независимое проживание невозможно. Инфантильны, внушаемы, эмоции примитивны, но способны к привязанности к отдельным лицам.
F 73. Глубокая умственная отсталость (идиотия)
IQ 0 – 20. Не способны к пониманию речи, не приобретают навыки самообслуживания. Речь отсутствует. Эмоции низшие. Выражаются криком удовольствия и неудовольствия. Характерна пика – поедание несъедобного. Не дифференцируют своих и чужих. Чаще находятся в психоневрологических интернатах в связи со сложностью надзора в домашних условниях. Нередко тяжелые неврологические и соматические нарушения (эпилепсия, расстройства зрения, слуха и т.д.).
Лечение умственной отсталости:
- специфическое при энзимопатиях;
- стимулирующие препараты, ноотропы для повышения психической активности;
- седативное при возбуждении;
- общеукрепляющие;
- дегидратационная терапия.
Профилактика умственной отсталости:
- устранение факторов, действующих на эмбрион и плод во время беременности и приводящих в дальнейшем к умственной отсталости;
- раннее выявление диферментозов и правильная диета;
- правильное ведение родов;
- разумный подход к реанимационным мероприятиям по отношению к новорожденному.
Оставьте первый коментарий