Перейти к содержанию

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста

Большинство заболеваний нервной системы в раннем возрасте сопровож­дается задержкой психомоторного развития. При их диагностике ведущее зна­чение имеет оценка наличия неврологических синдромов.

Синдром гиповозбудимости

Синдром гиповозбудимости характеризуется малой двигательной и психи­ческой активностью ребёнка, длительным латентным периодом возникнове­ния всех рефлексов (в том числе и врождённых), гипорефлексией, гипотонией. Синдром возникает преимущественно при дисфункции диэнцефально-лимби-ческих отделов головного мозга, что сопровождается вегето-висцеральными нарушениями. Синдром гиповозбудимости развивается при перинатальном поражении головного мозга, некоторых наследственных и врождённых заболе­ваниях (болезни Дауна, фенилкетонурии и др.), обменных нарушениях (гипо­гликемии, метаболическом ацидозе, гипермагниемии и др.), а также при мно­гих тяжёлых соматических заболеваниях.

Синдром гипервозбудимости

Синдром гипервозбудимости характеризуется двигательным беспокой­ством, эмоциональной лабильностью, нарушением сна, усилением врождён­ных рефлексов, снижением порога судорожной готовности. Он нередко соче­тается с повышенным мышечным тонусом, быстрой нервно-психической истощаемостью. Синдром гипервозбудимости может развиться у детей с пе­ринатальной патологией ЦНС, некоторыми наследственными ферментопа-тиями, метаболическими нарушениями.

Синдром внутричерепной гипертензии

Синдром характеризуется повышенным внутричерепным давлением, часто сочетается с расширением желудочков мозга и субарахноидальных пространств. В большинстве случаев возникают увеличение размеров головы, расхождение черепных швов у грудных детей, выбухание и увеличение большого родничка, диспропорция между мозговым и лицевым отделами черепа (гипертензионно-гидроцефальный синдром). Крик у таких детей пронзительный, болезненный, «мозговой». Дети более старшего возраста часто жалуются на головную боль, хотя эта жалоба не специфична для данного синдрома. Поражение VI пары че­репных нервов, симптом «заходящего солнца» (возникновение отчётливо вы­раженной полоски склеры между верхним веком и радужной оболочкой, что создаёт впечатление «падения» глазного яблока вниз), спастические сухожиль­ные рефлексы — поздние симптомы стойкой внутричерепной гипертензии. При перкуссии черепа иногда выявляют звук «треснувшего горшка». Иногда появ­ляется горизонтальный, вертикальный или ротаторный нистагм.

Судорожный синдром

Судороги — непроизвольные мышечные сокращения, появляющиеся вне­запно в виде приступов различной продолжительности. Различают клонические судороги (мышечные сокращения, быстро следующие друг за другом через короткие неравномерные промежутки времени) и тонические судороги (длительные мышечные сокращения). У новорождённых чаще развиваются клонические судороги с беспорядочным вовлечением отдельных частей тела. Иногда судороги проявляются общими вздрагиваниями с последующим круп­норазмашистым тремором рук.

  • Генерализованные судороги охватывают одновременно большое количество мышц в разных участках тела. У грудных детей уже заметна тенденция к чере­дованию тонической и клонической фаз (с преобладанием тонической фазы), однако она выражена слабее по сравнению с детьми старшего возраста.
  • Парциальные судороги ограничены сокращением мышц только одной облас­ти и проявляются клоническими подёргиваниями мимической мускулатуры, мышц языка, поворотами головы и отклонением глазных яблок в сторону.
  • Миоклонические судороги проявляются в виде внезапных неритмичных вздрагиваний конечностей, захватывающих различные мышечные группы. Такой тип судорог значительно чаще наблюдают у грудных детей. Он имеет злокачественное течение и вызывает тяжёлую задержку психомоторного развития.
  • Фебрильные судороги обычно типичные генерализованные или локальные тонико-клонические, возникают при температуре тела более 38,5 «С.

Синдромы двигательных расстройств

Двигательные нарушения у новорождённых и грудных детей принципиаль­но отличаются от таковых у детей старшего возраста. Внутриутробное пора­жение мозга в большинстве случаев бывает генерализованным, что затрудняет топическую диагностику. Двигательные нарушения у грудных детей проявля­ются изменениями рефлекторной активности и мышечного тонуса

  • Мышечная гипотония развивается при перинатальном поражении ЦНС, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ (гликогенозах, болезни Ниманна—Пика, амавротической идиотии Тэя-Сакса), хромосомных болезнях, врождённом гипотиреозе и др. Гипотония часто сочетается с ги-порефлексией.
  • Мышечная гипертония характеризуется увеличением сопротивления пассив­ным движениям, ограничением двигательной активности. У грудных детей мышечную гипертонию наиболее часто наблюдают при детском церебраль­ном параличе. Гипертонус чаще развивается после стадии гипотонии. После рождения тонус мышц низкий, безусловные рефлексы угнетены, двигатель­ная активность недостаточна. Постепенно мышечный тонус нарастает, руки разгибаются с внутренней ротацией в плечах, пальцы сжимаются в кулачки, ноги разгибаются, приводятся и часто перекрещиваются.
  • Мышечная дистония характеризуется чередованием гипотонии и гиперто­нии: в покое выражена общая гипотония, однако при движениях мышеч­ный тонус резко нарастает. Дистония часто развивается при ГБН. Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью при­водит к нарушению речевого и психического развития.

Общие замечания по оценке нервно-психического развития ребёнка

Оценивая нервно-психическое развитие ребёнка любого возраста, необхо­димо обращать внимание на его сознание, поведение, адекватность реакции на окружающее, а также возможность концентрации внимания на игрушках, книгах, заданиях, умение понимать обращенную к нему речь и указания взрос­лых. У детей старшего возраста необходимо обращать внимание на успешность обучения в школе, навыки чтения, письма, абстрактное мышление.

При оценке речи (в зависимости от возраста) учитывают гуление, произноше­ние слогов и отдельных слов, фразовую речь, умение формулировать свои мысли.

нервно психическое развитие детей раннего возраста, диагностика нервно психического развития детей раннего возраста, оценка нервно психического развития детей раннего возраста

При исследовании двигательной сферы обращают внимание на положе­ние тела, двигательную активность: умение держать голову, сидеть, ходить, бегать, выполнять мелкую ручную работу, играть в подвижные игры.

3 мес — Хорошо удерживает голову (лёжа на животе — в 1 мес, в вертикальном положении — с 2 мес). Гулит (с 2 мес гуление короткое отрывистое, с 4 мес — длительное, певучее). Следит за предметом (с 2—3 нед фиксирует взор на ярком предмете, с 1,5—2 мес следит за движущимся предметом) Улыбается в ответ на ласковое обращение с ним с 2 мес. Тянется к игрушке. Исчезают атетозоподобные движения, гипертонус сгибателей, часть врождённых безусловных рефлексов (хватательный, ладонно-ротовой, защитный, опоры, автоматической ходьбы). Появляется верхний рефлекс Ландау (к 4 мес). Формируются некоторые условные рефлексы (в основном связанные с кормлением, узнаванием матери).

6 мес — Сидит, если его посадить (самостоятельно садится с 7—7,5 мес) Хватает игрушку. Произносит отдельные слоги (лепет), чаще с 7 мес. Различает знакомые и незнакомые лица (с 4—5 мес). Поворачивается на бок с 4 мес, со спины на живот — с 5 мес, с живота на спину — с 6 мес. Появляется нижний рефлекс Ландау (с 5—6 мес). Легко формируются условные рефлексы.

9-10 мес — Ползает (с 7 мес). Стоит с поддержкой (с 8—9 мес). Подражает движениям взрослых. Произносит первые слова с 10—11 мес.

1—1,5 года — Ходит самостоятельно. Говорит 10—12 простых слов к 1 году, 30—40 — к 1,5 годам. Понимает запрет. Знает название частей тела и отдельных предметов. Приучается к опрятности. Очень подвижен и любопытен.

2—3 года — Вначале подбирает по образцу предметы четырёх цветов, позднее называет четыре основных цвета. Начинает употреблять сложные предложения. Перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу. Одевается почти самостоятельно, с небольшой помощью взрослого (пуговицы, шнурки).

 

Опубликовано в рубрикеПедиатрия

Оставьте первый коментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.